Пятница, 19.10.2018, 16:50
Приветствую Вас Гость |
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 138

Программа воспитательной работы

                                                 У

Программа воспитательной работы   5 – 9 класс

«Я расту»

 

Классный руководитель

8– В класса

МБОУ «Багдаринская СОШ»

Лобанкова Лариса Ивановна

 

Содержание

  1. Программа воспитательной работы.
  2. Приложения.
  1. Список класса
  2. Характеристика 8 – В класса;
  3. Анализ воспитательной работы за 2015-2016 уч.год;
  4. Календарное планирование воспитательной работы на 2016 – 2017 год;
  5. Социальный паспорт класса;
  6. Самоуправление в классе;
  7. Занятость ребят в кружках дополнительного образования;
  8. Работа с родителями;
  9. Данные диагностик: социометрический тест, личностный рост и др.
  10. Нормативно-правовая документация ( ФЗ Об Образовании, Конвенция о правах ребенка и др.)
  11. Сценарии классных часов и внеклассных мероприятий;
  12. Разное

 

Программа воспитания « Я расту»

В каждом человеке природа всходит

либо злаками, либо сорной травой;

пусть он своевременно поливает

первое и истребляет второе

Фрэнсис Бэкон

Раздел I

Пояснительная записка

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а  в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.

Каждый ребенок  в жизни сталкивается с  положительными  и отрицательными  примерами.  Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.

Почему же я выбрала  такое название? Процесс социализации происходит  в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

В реализации программы воспитания  нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах  школы и класса, но в то же время избрать в качестве  приоритетного - существенное  влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.

Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника,  и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.

Цель программы: обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Участники программы. Программа предусмотрена для учащихся 5 – 9 классов.(Приложение)

 Мне достался какой-то особенный  и  удивительный  класс. С первых дней  дети были очень шумные, но в то же время - тонкой души, отзывчивости, открытости ко всему доброму и красивому.

Я задумалась, как сделать, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять досуг мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником.
Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. А для себя,   как классного руководителя – особое искусство создавать теплую, задушевную атмосферу, позволяющую вместе с детьми постигать все новые ценности культуры общения и формирования личности.

1.  Характеристика 8 – В класса .

На начало 2016 учебного года в классе 22 человека: 10 девочек , 12 мальчиков.

В прошлом году во втором полугодии в наш класс прибыл 1 новый мальчик: Иван из МБОУ «Маловская СОШ». Мальчик –общительный, практически сразу же нашел общий язык со всеми ребятами, без особых трудностей влился в классный коллектив. Учится прилежно, старается. Ваню и его сестру взяла под опеку многодетная семья Б…., отношения в семье – хорошие, все относятся друг к другу уважительно.

По итогам обучения в прошлом году было 2 отличника: Виталий и  Валентина.  В классе 10 хорошистов, и один ученик (Иван) имеет одну «3» за год по алгебре. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованы и аккуратны в учебе. Поэтому половина  детей занимается на "тройки".

           У учащихся сформированы ценностные представления. Главной ценностью является семья, на втором месте - здоровье, на третьем - учеба и друзья; следующими за этими ценностями дети называют деньги.

           Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, но периодически все же возникают конфликты. В классе существует несколько лидеров (Валя, Лера. Ярослава, а Катя, Миша, Никита).

Дети активны, они предпочитают действовать, участвовать в активных формах деятельности, а не выполнять спокойную, кропотливую работу. Они очень подвижны, энергичны, что часто создает проблему при организации их деятельности на уроке, особенно в начале урока.

Переход в среднее звено вызвал у учащихся трудности в организации процесса обучения: они стали забывать заполнять дневники, не всегда полностью готовы к уроку. Родители жалуются, что дети очень долго выполняют домашнее задание. Часто происходит смена настроения, дети жалуются на головную боль и усталость после некоторых уроков. Преобладает средний уровень тревожности (согласно психологическим исследованиям), а у 3 человек – все еще повышенный. Поэтому одной из воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем в этом году, считаю оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации. Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом принимают участие в различных формах общения, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия.

           Особенностью класса является то, что в основном все дети воспитываются в полной семье, 1 человек из неполной семьи, 2 ребенка находится под опекой и один ребенок воспитывается  бабушкой и дедушкой (ребенок-инвалид).

Собеседование с родителями на собрании показало, что практически все родители интересуются учебой и стараются контролировать своих детей при подготовке домашнего задания.

Материальные и жилищно-бытовые условия у ребят хорошие. Социально- психологические условия в семьях не вызывают тревог. Один ребёнок воспитывается  бабушкой и дедушкой (есть отец, но у него другая семья, но воспитанием сына он также занимается), но семья благополучная.  Таким образом, цели и задачи воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом   класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов.

Класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом, выделяется «индивидуализм». Большая часть детей и родителей мотивированы на учёбу. Учитывая данные, полученные в результате педагогической диагностики, воспитательные задачи на текущий учебный год можно сформулировать так:

Направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся.

  1. Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки в школе.
  2. Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
  3. Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
  4. Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
  1. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.

                В классе  отмечено наличие положительных лидеров: Валя, Лера, Ярослава, Катя, Жанна. Наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников нет, есть неуверенные в себе, но стараемся им давать такие поручения, чтобы дети не чувствовали себя оторванными от класса.

  1. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся.

                Учащиеся на уроке не всегда внимательны, не все выполняют  домашние задания. В  классном коллективе есть  ученики с неустойчивым, рассеянным вниманием –  Илья,  Дашиев Вова, Снежана, Никита, Никита, Иван.  Есть в классе  учащиеся с очень высоким потенциалом, у них хорошая память –Валя, Виталя, Лера, Ярослава, Степан. В начальной школе ребята обучались по развивающей программе Занкова, у них развито логическое мышление, они сообразительны, способны  анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, но некоторые ребята немного ленятся, хотя могли бы заниматься намного лучше (В., К., Максимов С., Ж., К., Я., В.) Ученики, у которых плохая память, замедленный темп  мыслительной деятельности – им нужен  индивидуальный подход, учителя стараются оставлять их на дополнительные занятия, на уроках давать индивидуальные задания.

А, в общем, коллектив работоспособный, владеют навыками самостоятельного умственного труда, но опять же не все.

  1. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.

                Наличие  учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих, таких в классе много -  В., Я., Л., С., С., Я. Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности – это проявляется при проведении классных и школьных мероприятий, дети стараются проявить свою инициативу, придумать что – то  свое (сочинить танец, стихи, придумать небольшие рассказы).

  1. Уровень воспитанности членов коллектива, усвоение ими социального опыта.

                Класс нельзя назвать очень тихим и скромным, но дети на все замечания реагируют сразу и правильно. Дисциплина на уроках в основном удовлетворительная, только лишь в начале урока дети не сразу включаются в работу.  Воспитываем в классном коллективе чуткость, внимательность, честь, долг  и др. Проводятся в классном коллективе беседы, на примере показываем примеры чуткости и внимательности. Совместно с родителями  стараемся сделать классный коллектив более сплоченным: проводим совместные праздники для детей и родителей («Хэллоуин», «День именинника», «Новогодняя елка», «Ученик года» и т.д.).         

 

Реализация программы воспитания  основана на принципах:

1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.

3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.

На  основе данных принципов  можно выделить 7 основных направлений:

  1. Гражданско – патриотическое.
  2. Ученье.
  3. Физкультурно – оздоровительное.
  4. Художественно – эстетическое.
  5. Трудовое.
  6. Нравственное
  7. Семья.

Условия успешной реализации программы:

  • Поддержка идеи программы учащимися, их родителями и учителями.
  • Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
  • Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
  • Конверт достижений «Я расту».

Прогнозируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

                  Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным,  на основе возрастных особенностей детей, выделить три этапа воспитания:

I этап -  11 – 12 лет. Наряду  с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).

II этап – 13 – 14 лет.  Дальнейшее совершенствование этих качеств.

III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.

Возрастные категории

учащихся

Воспитательный

Образовательный

Практический

Младший возраст

Понимание ребенком собственных действий, которые помогут ему быть успешным

Планировать и жить по заданному плану (в классе), анализировать, что он делает и объяснять, почему для него это важно

Конверт достижений «Я расту» в коллективе

Средний возраст

Освоение ценностных норм общения, поведения и взаимоотношений на основе необходимости достижений признанного сверстниками успеха.

Владение понятиями норм общения, взаимодействие в команде, группы, класса, школы

Конверт достижений «Я расту» в коллективе

Старший возраст

Осмысление воспитанником собственной системы взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей

Ценности общения взаимодействия, которые приняты в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения, работать в команде.

Конверт достижений «Я расту» в коллективе

                  На протяжении всех этапов дети должны уметь ставить цели, анализировать свои поступки. По окончании 9 класса дети получат сертификат участника программы.

                  По мере реализации данная  программа  будет  корректироваться.

                  Результатом данной программы   является  ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.

  1. Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
  2. Помочь человеку быть творцом.
  3. Формировать  активную гражданскую позицию личности.
  4. Воспитывать любовь к людям.
  5. Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставить себя унижению.
  6. Воспитывать трудолюбивую личность.
  7. Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
  8. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
  9. Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
  10. Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.

Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:

  1. воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
  2. образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
  3. практический результат -  то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.