Пятница, 19.10.2018, 16:15
Приветствую Вас Гость |
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 138

Памятки родителям и педагогам


Памятка родителям подростков УБЕРЕГИТЕ ЕГО ОТ БЕДЫ

Развернуть

Подростковый возраст – один из самых кризисных периодов в жизни человека, и ему присущи свои особенности:

•  максимальный расцвет эмоциональной сферы; появление импульсивных, взрывных реакций;

•  действие идёт сразу же за эмоцией, без промежутка на размышление;

•  учеба отходит на второй план, а на первый план выходят межличностные отношения;

•  развивается чувство взрослости, и появляется негативизм – желание делать все по-своему.

Подростки, как известно, представляют собой группу риска по употреблению психоактивных веществ, асоциальному поведению, суициду.

Предлагаю вам несколько основных правил общения с «трудными» подростками , соблюдение которых позволит снизить имеющиеся риски:

•  Открытое обсуждение проблемы. Оно снимает тревожность, способствует выходу эмоций, тогда как избегание темы и подавление эмоций только увеличивает риски.

•  Внимание к резким изменениям в поведении подростка (снижение успеваемости, отсутствие заботы о своем внешнем виде, стремление к уединению, раздача ценных вещей, рискованное поведение, потеря самоуважения).

•  Вовлечение в социально одобряемые формы деятельности в соответствии с интересами подростка (дополнительные занятия, кружки и секции).

•  Вооружение подростка знаниями о жизни и взаимоотношениях людей (чтение литературы, родительские и бабушкины рассказы). Подростку необходимо знать, что и с нами всякое случается, что мы совершаем ошибки и переживаем неудачи, но справляемся с ними.

•  Постепенная передача подростку заботы и ответственности за его личные дела. Он считает себя взрослым и требует к себе такого отношения. И если он не получает этого в мире взрослых, прежде всего от своих родителей, то будет в большей степени стремиться получить это в среде своих сверстников и, возможно, в искаженной форме.

•  Постоянный контакт с подростком. Он должен знать – что бы с ним не случилось, ему есть к кому идти и просить помощи. Зачастую уход подростков в «плохую компанию» является замещением отсутствия положительного общения в семье.

 

Подростку неуютно в этом мире, и он вынужден бежать из него, когда мы:

•  не знаем, за что его можно похвалить;

•  предвидя трудности, ограждаем от них, а не учим преодолевать;

•  запрещаем или осуждаем его чувства;

•  обвиняем его в своих неудачах и проблемах;

•  предъявляем к нему противоречивые требования;

•  постоянно контролируем и не даем возможности выбирать;

•  требуем безошибочного действия и безупречного поведения.

 

Понимание и внимательное отношение родителей к проблемам своего ребенка, к его поведению поможет подростку пережить трудности этого возраста и избежать непоправимых ошибок.


Памятка родителям подростка. Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом?

Развернуть

1. Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.

2. Время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.

3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это – рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности.

4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего сделать это над самой ситуацией.

  Целевая установка

Подросткам, как никому другому необходима целевая установка. В период, когда ребенок так много говорит о своей свободе и требует ее, причем не всегда приемлемыми для взрослых способами, установка поможет решить многие конфликты родителей и детей.

Внутренний стержень, царь в голове, голова на плечах, ясный разум – как ее не назови, это все равно будет целевая установка. Заключается она в том, что подросток четко знает, что ему интересно. Идеальный вариант – закладывать ее еще с младшего школьного возраста, но, коль скоро этого не случилось в подходящий момент, считать подростковый период безвозвратно потерянным – нельзя.

Занимаясь целевой установкой ребенка, родители должны четко понимать, что им придется пожертвовать огромной массой своего свободного времени. В этот период нет понятия «он взрослый и сам все может». Если подросток проявляет желание заняться спортом, значит необходимо не только поспособствовать его поступлению в хорошую школу (так вы сможете определить его окружение и тренера), но и искренне болеть за его успехи, и поднимать повешенный из-за неудач нос. Если увлечением стал компьютер, значит можно показать галереи компьютерной графики или научить писать простенькие программы. Если музыка, то не кружок в школе, а первые «серьезные» записи, которые прослушиваются всей семьей. Кстати, если они действительно того стоят, то почему бы не познакомить чадо со своим школьным товарищем, который тоже когда-то играл?

В подростковом возрасте, как бы плоско это не звучало, существует только два направления: на созидание и на разрушение. Оба они очень сильны. Куда потянется ребенок, что будет руководить его действиями в сложнейший жизненный период – во многом зависит от чуткого отношения родителей.

Ответственность в мире взрослых

Подросток очень хочет делать все так, как хочется ему, как ему кажется правильным. И в этом он прав – в дальнейшем ему придется так жить. Но тут есть один каверзный момент. К самостоятельности дети готовы, они жаждут ее, а вот к ответственности – нет. И нужно эти понятия сплавить в сознании ребенка, пока не поздно.

Важно, чтобы подросток помнил о причинно-следственных связях: я сделал это, а в результате получилось так и так. Чтобы не были вокруг плохими учителя, приятели, мама или папа. Если же ему хочется самостоятельности, то разрешите это, помогите советом, но предупредите, что отныне ваша ответственность делится. И если в результате вечеринки с друзьями будет причинен урон квартире, то с этим придется что-то делать ему самому. А если под книжку захотелось съесть всю сковородку котлет, то, значит, вся семья, в том числе и он, на пару дней перейдут на исключительно овощное меню. Все это не нужно демонстративно и с надрывом показывать, гневно сверкать глазами, раздражаться и нервничать. Любой разумный человек, особенно тот, который всматривается в закономерности происходящего, увидит самый простой пример (а не очень тонкие намеки после трех попущений добрых родителей). Но еще больше он оценит спокойное объяснение этих закономерностей. И если разговор будет вестись мягко и уважительно по отношению к нему – тем лучше он прочувствует сказанное и тем безболезненнее воспримет. Часто понимание своих ошибок скрывается за крикливой бравадой. Либо напоказ отвергается с объяснениями «устаревших взглядов». Но в душе каждый из нас понимает и чувствует происходящее совсем иначе.


Памятка для родителей обучающихся. "Организация жизнедеятельности детей во время каникул"

Развернуть

Уважаемые родители!

При организации отдыха детей в летнее время учитывайте следующие рекомендации.

 

Планирование свободного времени ребенка летом

Заранее продумайте, как будут организованы каникулы вашего ребенка: под чьим присмотром он будет находиться; есть ли необходимость определить его в городской школьный лагерь; если да, то где и как он будет организован. Конечно, замечательно, если у вас есть возможность поехать с ребенком в дом отдыха, санаторий или отправить его в загородный лагерь. Однако многие дети вынуждены проводить каникулы в городе.

Если ребенок останется дома без ежедневного присмотра взрослых, то обсудите вместе с ним, чем он будет заниматься, как лучше распланировать время. Вряд ли вас обрадует, если сын или дочь будут проводить много времени перед телевизором или за компьютером. Большая психоэмоциональная и зрительная нагрузка в сочетании с гиподинамией – серьезное испытание для детского организма. Специальными исследованиями установлено, что продолжительность непрерывного занятия за компьютером для детей в возрасте 7–12 лет составляет 20 минут в день, а для ребят постарше – не более получаса . Как это не покажется странным, наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции.

 

Времяпровождение ребенка на свежем воздухе

Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе – лучший отдых после школьных занятий, которого так недостает большинству детей в учебное время. С поступлением в школу общая двигательная активность ребенка падает почти на 50%.

Мы зачастую недооцениваем значения прогулок для нормального роста и развития детей. Особенно мало дети бывают на свежем воздухе осенью и зимой. Нередко их пребывание на улице ограничивается дорогой в школу и обратно. Поэтому хотя бы в каникулы у вашего ребенка не должно быть " двигательного голодания " . Как мудро заметил французский врач XVIII в. Тиссо: " Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движений " .

Если у вас нет возможности организовать отдых ребенка за городом, постарайтесь, чтобы его пребывание на воздухе было как можно дальше от проезжих дорог, скопления транспорта, промышленных предприятий .

 

Безопасность ребенка во время каникул

Во время каникул необходимо позаботиться о безопасности ребенка, особенно если он остается без присмотра взрослых. Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма. Проверьте исправность имеющегося спортивного снаряжения : самоката, велосипеда, роликовых коньков, бадминтона и др. Нелишней будет и проверка экипировки для соответствующих развлечений.

 

Режим дня ребенка во время каникул

Время, когда ребенок ложится спать, завтракает, обедает и ужинает, во время каникул должно оставаться таким же, как в обычные дни . Конечно, какие-либо отклонения от режима допустимы, но в разумных пределах.

Исследования убеждают в том, что большинство детей в период школьных занятий, как правило, недосыпает. Из-за учебных перегрузок, длительного просмотра телепередач продолжительность ночного сна сокращается на час-два, а иногда и более. А ведь детские неврозы чаще всего развиваются именно в результате недосыпания. Недаром древние мудрецы Востока на вопрос " Что целебнее всего на свете? " отвечали: " Сон " .

Чем моложе ребенок, тем больше времени ему требуется для того, чтобы полностью восстановить работоспособность. В каникулы эта важная для растущего организма биологическая потребность должна полностью удовлетворяться.

 

Питание ребенка во время каникул

Обычно на каникулах родители стараются побаловать своих детей чем-либо вкусным. Советуем уделить питанию ребенка особое внимание. Известно, что среди разного рода детских заболеваний первое место прочно занимают болезни органов пищеварения.

Каникулы должны стать периодом восстановления и накопления сил ребенка. Для этого следует включать в его рацион молочные и мясные продукты, овощи и фрукты .

Не позволяйте ребенку, подобно Карлсону, ежедневно уминать конфеты, шоколад, печенье, пирожные и прочие навязываемые телерекламой сладости. Чрезмерное увлечение ими не только пагубно отражается на состоянии зубов, но и является фактором риска развития диабета.

Отдавая дань моде, мы нередко формируем у наших детей культ совсем не детских напитков: кока-колы, спрайта, фанты и др. Между тем, еще 1000 лет назад известный врач древности Авиценна писал: " Что может быть полезней, чем овощей бальзам и фруктов сок? Они целебны ото всех болезней и жизни нашей удлиняют срок " .

 

Здоровье ребенка во время каникул

Каникулы – это еще и возможность внимательнее отнестись к здоровью вашего ребенка. В дни учебы не всегда просто найти время для визита к врачу. Нередко родители уверены в том, что их ребенок абсолютно здоров. На самом же деле это далеко не так. Специальные исследования показали, что среди детей, которых родители считали здоровыми, таковыми оказались лишь 14%.

Воспользуйтесь каникулами, чтобы посетить с ребенком педиатра, отоларинголога, окулиста, стоматолога, ортопеда и других специалистов . Ребенку, который часто болеет, можно провести курс физиотерапевтических процедур, фитотерапии или помочь освоить комплекс упражнений для коррекции осанки.

 

Отдых ребенка на пляже

Летние каникулы – самое подходящее время для экскурсий, походов, купаний в водоемах. Однако во избежание негативных последствий во всем нужны мера и родительская мудрость. Если ребенок не умеет плавать, постарайтесь научить его этому, объясните ему правила поведения на воде. К сожалению, статистика купального сезона очень печальна.

Чем раньше ребенок научится плавать, тем лучше. Специалисты убеждены, что такое умение важнее многих других навыков и знаний. Кроме того, плавание – один из лучших способов коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата , столь часто встречающихся у наших детей.

Отправляясь с ребенком на пляж, помните, что самые полезные солнечные ванны – утренние и ближе к вечеру , особенно для нежной и чувствительной детской кожи. Постепенно увеличивайте их продолжительность. Не злоупотребляйте длительным пребыванием на солнце, особенно на южных пляжах.


Памятка для педагогов. "Проведение родительского собрания"

Развернуть

Уважаемые коллеги!

Данные рекомендации помогут вам в проведении родительского собрания.

1. Оставьте за дверью свое плохое настроение.

2. Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.

3. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.

4. Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

5. Не избирайте для общения назидательный тон.

6. Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.

7. В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.

8. Помните "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

9. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.


Памятка родителям «Прислушайтесь к советам своих детей»

Развернуть

1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволит мне определить свое место в жизни.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
4. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
5. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
6. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, — это поколеблет мою веру в вас.
7. Не придирайтесь ко мне и не ворчите по мелочам. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
8. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы, постоянно говоря: «Вот я в твоем возрасте…». Это дает ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
9. Если вы говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, окажусь с прибылью.
10. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать самостоятельно.
11. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
12. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время. Поговорите со мной об этом позже, когда пройдет эмоциональный всплеск.
13. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
14. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
15. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я не буду жаловаться. Я просто начну нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
16. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
17. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать их вам и начну искать информацию где-то на стороне.
18. Я чувствую, когда вам тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Если вы доверяете мне, я доверяю вам.
19. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее, как мы его проводим, а не сколько.
20. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
21. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. Их мнение может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам критически и сравниваю ваши слова с поступками.
22. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда и я стану другом. Запомните, что я учусь, подражая примерам, а не подвергаясь критике.
23. Не ждите, что я буду таким, как вы, или таким, как вы хотите. Помогите мне стать не вами, а собой.
24. Не вымещайте на мне свои обиды.
25. Не относитесь к моим проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, поймите, что мне она тяжела не меньше, чем вам, а может быть, и больше, поскольку у меня нет опыта.
26. Не унижайте. Иначе я затаю такую обиду, которую не смогу простить вам никогда.


Памятка педагогу. "Правила общения педагога с родителями"

Развернуть

1. На родительских собраниях никогда не поднимайте вопрос о слабой учебной успеваемости конкретного ребенка, а тем более о неуспеваемости, о плохом поведении. Публично надо только хвалить. Причем, почти о каждом ученике желательно сказать при всех хорошие слова. А вот проблемы нужно решать только индивидуально, попросив родителей задержаться после собрания. Часто сами мамы и папы подходят после окончания собрания, чтобы подробнее узнать о результатах своего ребенка.

2. На родительских собраниях никогда не разбирайте индивидуальные детские проблемы. Темы собраний всегда продумываются заранее, они соответствуют возрасту детей, и информация, полученная на них (психологическая, медицинская, касающаяся развития школы) должна помогать родителям в контактах с детьми, школой, учителями. Все индивидуальные проблемы должны решаться с глазу на глаз. Если вы будете устраивать "публичные экзекуции", не удивляйтесь, что на собрания будет приходить все меньше и меньше родителей.

3. Никогда не ругайте ребенка, разговаривая с родителями, не говорите о нем в уничижительном тоне, не делайте о нем и его характере отрицательных выводов. Доведите до сведения родителей факты о плохой успеваемости, о нарушении дисциплины. Близкие люди обязаны знать обо всем, что происходит с их сыном или дочерью. Но выводы они могут делать только сами. Если от классного руководителя родители услышат нелицеприятные отзывы о дурном характере ребенка, это приведет либо к нежеланию поддерживать тесный контакт с классным руководителем, либо спровоцирует ответную агрессивную реакцию, вызванную обидой за ребенка.

4. Если возникла необходимость поставить родителей в известность о плохом поведении ребенка, сделайте это в виде обращения к ним за помощью. Опробуйте волшебное действие фразы: “У вашего сына (дочери) возникли некоторые проблемы. Давайте вместе ему поможем, он в этом так нуждается” . Поверьте, ни один родитель не откажется помочь.

5. Если в семье у ребенка все в порядке, тогда учитесь взаимодействию с ним у его родителей. Признать их опыт – это со стороны учителя проявление силы, а не слабости. Возможно, они помогут разрешить проблемы ребенка, потому что с ними он контактирует с большей готовностью, чем с вами. Но все, что они открывают, должно оставаться строго между вами.

Роль родителей в реализации задатков и способностей своих детей очень велика. Для учителя важно увидеть и помочь родителям разглядеть ростки будущих побед.


Памятка для родителей. "Как преодолеть конфликты с одноклассниками"

Развернуть

1. Следует заранее предупредить учителя об особенностях своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам, нервные тики и пр.) и самим не запускать такие проблемы – заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить.

2. Если травля уже началась, можно п ожаловаться классному руководителю или любому другому педагогу. Учитель постарается разобраться во взаимоотношениях детей, поговорит с обидчиками, если нужно – вызовет в школу их родителей и попросит провести воспитательную работу со своими детьми. Все претензии и жалобы желательно оформить письменно и направить их классному руководителю, администрации школы, в кабинет по защите прав несовершеннолетних; или обратиться лично. Не старайтесь справиться с ситуацией в одиночку, обязательно привлеките в союзники учителей, школьного психолога и других родителей.

3. Задача родителей – обеспечить ребенка всем необходимым в соответствии с общими школьными требованиями. Если для уроков физкультуры требуется белая футболка, не предлагайте дочери или сыну розовую. Учителю это, может быть, и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка.

4. Если ребенок регулярно становится жертвой издевательств со стороны одноклассников, то его нужно изъять из той среды, в которой он находится. Чтобы ребенок лучше адаптировался и преодолевал трудности, он должен сохранять позитивное представление о себе. Если насилие со стороны сверстников уже произошло, или начался процесс постоянного морального давления, издевательств, это означает, что психика ребенка либо слаба, либо имеет серьезные изъяны, которые срочно нужно исправлять. И только когда эта работа будет успешно выполнена, ребенка можно будет вернуть в реальную агрессивную среду. Выбор же, менять или не менять школу, зависит от конкретных обстоятельств: позиций обидчиков, наблюдателей, педагогов и пр.