Вторник, 18.12.2018, 22:39
Приветствую Вас Гость |
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 138

Технологии

Педагогическая проблема, над которой я работаю в данное время, «Формирование коммуникативной компетентности учащихся за счет усиления социокультурного компонента при обучении английскому языку».

Актуальность этой темы обусловливается тем, что в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней нацелен на  обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны  и является   в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету.

Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры.

Сформированность социокультурной компетенции помогает обучающимся ориентироваться в соизучаемых типах культур и  цивилизаций и соотносимых с ними коммуникативных нормах; в стратегиях социокультурного поиска в абсолютно незнакомых культурных сообществах;  в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях современного межкультурного общения, а также в  нахождении способов выхода из социокультурных коммуникативных тупиков, возникающих в ситуациях общения.

Над данной темой я работаю уже несколько лет и мною накоплен достаточный опыт работы в данном направлении:

  •  
  • Создана программа деятельности по организации социокультурного образования учащихся  в условиях школы с учетом индивидуальных особенностей каждого  учащегося;
  • Подготовлен   элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: США» для учащихся 7 классов, «Деловое общение на английском языке», «Добро пожаловать в Бурятию!», «Листая страницы британской истории»  для предпрофильного и профильного обучения.  В курсе «Добро пожаловать в Бурятию» учащиеся учатся аргументировано выражать своё мнение, предлагать решение учебных задач, выступать с проектом, докладом и сообщением.
  • Выявлена, обоснована и описана совокупность педагогических условий, способствующих достижению оптимального уровня сформированности  коммуникативной компетенции учащихся на основе социокультурного компонента;
  • Создан каталог коммуникативных задач по различным темам с учётом социокультурного компонента, разработаны алгоритмы коммуникативного поведения (вербального и невербального).
  • Создан банк текстовых заданий с разной стратегией чтения, уроки, презентации, буклеты, рекламные проспекты, содержащие страноведческую информацию, аудиоматериалы по темам.
  • Организовано мониторинговое исследование по результативности формирования коммуникативной компетенции.

Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции может происходить только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы - слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач. Говоря о личностно-ориентированном подходе, мы подразумеваем, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, т.к. только опыт, пропущенный через личную призму ценностей, восприятий, умений может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы, способы работы. В этом отношении, урок иностранного языка находится в несколько выигрышном положении по сравнению с другими предметами, т.к. как мы уже говорили, обучение общению происходит в процессе обсуждения учащимися окружающей их действительности. Во всех темах курса иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Кто из учащихся не хотел бы обсудить эти и другие темы, рассказать о своем опыте, высказать свое мнение? Все, что нужно сделать учителю, помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы.

Современные педагогические технологии, формы, методы, средства,

обеспечивающие личностное развитие в целом и коммуникативную компетентность  детей в частности

 

Технология коммуникативного обучения — обучение на основе общения — основная технология в моей работе.

Принципы, на которых основывается технология:

Речевая направленность, обучение английскому языку через общение.

Это означает практическую ориентацию урока. Научить говорить можно только говоря, слушать — слушая, читать — читая. Прежде всего,  это касается упражнений: именно при выполнении упражнений происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией.

Например: Прослушайте диалог и составьте собственный, пользуясь прослушанным как образцом. Постарайтесь поддержать вашего друга, который имеет проблемы с его родителями.

Речевая деятельность имеет три стороны:  лексическую, грамматическую,  фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу —подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

Например: игра «Спорщики» на отработку отрицательных предложений в Present Simple, Future Simple, Present Continuous.  Учащимся необходимо высказать своё несогласие с собеседником:  P1: I dance every day. P2: No, you dont dance every day.

Ситуативность, ролевая организация учебного процесса

При максимальной мотивированности учебных ситуаций. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

Например: Твой друг пригласил тебя в гости, а ты не знаешь, где он живёт. Расспроси прохожего, как найти данный адрес (Тема «Как ориентироваться в незнакомом городе»). Это может быть составление викторин; проведение интервью, социологических опросов, диспутов, различных игр с использованием вопросов и ответов.

Новизна

Она проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию — оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

Для реализации данного принципа я использую нетрадиционные формы проведения урока: урок – игра, урок – путешествие, урок-экскурсия и другие. Придумываю различные приёмы начала урока Warming up. Это приёмы Relay, Spelling bee, Error analysis draw, Ping pong и т.д. Для снятия напряжения на уроке я активно использую частую смену видов деятельности: во время речевой разминки ребята играют, во время повторения ранее изученного материала работают самостоятельно, в парах, в группах. Использование нетрадиционных форм урока позволяет мне повышать мотивацию у ребят к изучению иностранного языка, научить их работать самостоятельно, в группах, парах.

Личностная ориентация общения.

Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой — нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе).

Коллективное взаимодействие — такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных; самореализация личности в группе.

Моделирование.

Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде. Содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы.

 

Проектная технология.

Проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Проект, как известно, представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально- эмоциональный контекст другой деятельности.

Темы проектов затрагивают различные сферы человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся приобщаются к «взрослым» проблемам, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, образованием.

Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно- деятельностных умений учащихся. Для этого учителю необходимо быть консультантом, координатором, помогающим ученику учиться, направляющим его познавательную деятельность. Наши ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (альбомов, открыток) до долгосрочных исследовательских работ. Не могу сказать, что первые проекты были успешными, но мы поняли, что это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая живой интерес и здоровый азарт. Так, при работе над темой «Мир вокруг тебя», беседуя с учащимися о Бурятии, природных памятниках и достопримечательностях, выяснилось, что очень многие школьники не имеют представления о природных и культурных памятниках республики. Создавшаяся ситуация на уроке побудила учащихся глубже узнать о достояниях своей родины. В ходе поисков и исследований определилась тема проекта «Seven wonders of Buryatia», результатом которого явилась творческая презентация найденного материала. Акцент в данной проектной работе делался на формирование у учащихся умения оценивания явлений культуры, природы с аргументированием своего высказывания. В процессе  работы над проектом ученики узнали много новых и интересных фактов о буддийской святыне Зандан-Жуу, Атласе тибетской медицине, пещере Долган. Был проведён опрос среди учителей и школьников, какую достопримечательность Бурятии можно отнести к чудесам света. Так, реализация проекта помогла школьникам понять в каком чудесном и неповторимом мире они живут. Поскольку старшеклассники умеют работать на компьютере, то презентация проектов проходила с мультимедиа эффектами, что делало работу более наглядной и привлекательной.

Приобщение учащихся к эстетической культуре происходит в ходе разработки проектов, предполагающих сопоставление, сравнение различных явлений и достижений в сфере литературы, искусства, музыки в России и странах изучаемого языка. Примером такого проекта является исследовательская работа «Тема любви в произведениях группы «Linkin park», выполненная учеником 10 класса Юрием Михайловым. Сравнивая творчество современной англлийской группы и русских поэтов, ученик развивал свои способности к пониманию художественного текста на английском языке, получил начальные навыки литературоведческого анализа.

Защита этого проекта состоялась на школьной научно- практической конференции, где была удостоена первого места. Впоследствие Юрий занял 1 место на районной НПК и стал участником  Всероссийского конкурса «Национальное достояние России» на региональном уровне.

Работая над очередным разделом учебника, стараюсь заранее обозначить тему будущего проекта. Чтобы проекты не ограничивались общей характеристикой предмета исследования, подсказываю возможные варианты направления исследований.  Например, при работе над темой экологии и охраны окружающей среды советую учащимся исследовать экологические проблемы Бурятии, Баунтовского района и пути их решения. Так, группа учащихся 8 класса  исследовала проблему загрязнения воздуха в Бурятии. Ребята привёли статистические данные, выявили факторы, влияющие на уровень загрязнения, обозначили пути решения данной проблемы. Вика Убодоева  представила проект «Litter is a problem of our village». Эпиграфом проекта стали знаменитые слова Антуана де Сент-Экзюпери о необходимости содержать свою планету в чистоте.

Ученики 7 класса создали проекты, посвящённые британским праздникам с  мультимедийными презентациями, читали стихи, пели песни, проводили игры со своими одноклассниками.  Учащиеся 8 класса создали грамматическую мультимедийную игру, которая содержит дидактический материал для отработки  правильных и неправильных глаголов для учеников 4 класса. Также упомяну  сборник кулинарных рецептов (6 класс), «Мой семейный альбом» (6 класс) и т.д. (см список проектных работ).

Говоря о работе над проектами, нельзя не сказать об оценивании проектов. Думаю, что здесь необходим дифференцированный подход. Оценка зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема. Если учащийся свободно рассказывает о предмете исследования, если он провёл своё собственное исследование, высокая оценка не вызывает сомнений. Оценивать проект иногда предлагаю самим учащимся, объяснив предварительно критерии оценки, соответственно правильно настроив класс.

Во время защиты проектов класс обычно внимательно слушает либо первые, либо наиболее удачные проекты. Чтобы поддержать внимание класса, учащимся даётся задание самим оценить проект. Учащиеся – докладчики составляют интересные вопросы, загадки, кроссворды, упражнения по своим проектам, предлагая их классу. Это стимулирует интерес учащихся к докладам, являясь мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей.

Несколько слов об отрицательных моментах, которые могут возникнуть при работе учащихся над проектами, и возможном разрешении этих трудностей.

На начальной стадии у детей появляются трудности с составлением индивидуального плана проекта, формулировки своей идеи. Языковые трудности при изложении материала. Встречаются ошибки при переводе текста. Необходима помощь учителя: подправить текст или рекомендовать повторить соответствующий раздел учебника; научить пользоваться учебным материалом в ходе подготовки к проекту.Нежелание работать в намеченных парах. Необходимо постараться прийти к конструктивному решению, возможно поменять пары или позволить работать в парах. Усталость учащихся и, как следствие, нежелание работать над проектами. Необходимо сделать перерыв, не перегружать работой, переключиться на другие виды деятельности по учебному материалу. Метод проектной деятельности не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения.

Также в 2013 году я стала руководителем ВНИКа (временный научно-исследовательский коллектив) по проектным технологиям. Мною была разработана программа опытно-экспериментальной работы по внедрению проектной технологии в учебно-воспитательный процесс школы. Целью данного эксперимента является создание условий для оптимального развития личности через проектную деятельность. Группа учителей и учащихся старших классов, работающих в данном направлении ВНИКа, стали консультантами для учащихся начального и среднего звена, которые нуждались в помощи при работе с проектными технологиями. Кроме этого, в 2016 году в образовательный процесс была введена дополнительная форма внеурочной деятельности для учащихся 6 классов – проектные исследования. На этих занятиях мы консультируем ребят по структуре и созданию проекта на определенную тему, которую ребята выбирают самостоятельно, а конечным результатом является защита данного проекта на школьном этапе НПК.

В 2014 году начал реализовываться долгосрочный педагогический проект «Друг по переписке», разработанный мною с целью предоставления возможности школьникам общаться со сверстниками на английском языке по средствам личного письма, а также с носителями языка при помощи Интернет-технологий. В данном случае расширяются способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения, а также совершенствуются навыки оформления личного письма.  Из опыта работы по проектной технологии  могу с уверенностью сказать, что данная технология, несомненно, способствует повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных творческих и познавательных способностей.

1 стр.        2 стр.